Вход / Регистрация


Художественное чугунное литье, прежде всего каслинское, стало объектом собирательства на рубеже
XIX-ХХ вв. Чугун издавна применялся на Руси для изготовления колоколов, пушек, ядер.
Появление круглой скульптуры кабинетного назначения относят к 1820-м годам. Первые мастера на Каслинский завод были переселены из Центральной России, затем пригласили чеканщиков из Златоуста. Со временем на Каслинском, Кусинском и других заводах сложились целые династии мастеров литейного дела. Идентичность оригиналу и чистота поверхности полностью зависели от формовщика. У каждого мастера были свои секреты: набор инструментов, добавки в формовочные смеси и т.д. Особого искусства требовало изготовление круглой скульптуры, которую отформовывали по частям.
В 1860г. началось триумфальное шествие каслинского литья по России и европейским странам.
С 1880-х гг. известность приобрела художественная продукция другого уральского завода —Кусинского.
Пресс-папье, пепельницы, шкатулки, статуэтки были очень популярны в ХIХ в. Их размещали в гостиных, кабинетах, библиотеках; дарили и коллекционировали. На ассортимент продукции влияла мода, требования рынка, возможность получения и исполнения отливок.
Образцы могли быть приобретены у автора, получены с других заводов, привезены из-за границы,выполнены местным скульптором-самоучкой и т.д. Чаще всего моделями служили бронзовые изделия.
Значительное место в ассортименте художественного литья из чугуна занимали работы современных русских скульпторов. В художественном чугуне народная тема проявилась в виде разнообразных предметов, статуэток, групп, изображающих сцены крестьянского быта, труда и отдыха.
Широкое распространение в русском чугуне получили многочисленные работы А. Обера и Е. Лансере, иллюстрирующие быт и жизнь народов Российской Империи. Особую любовь питали мастера чугунолитейного производства к изделиям анималистического жанра. Фигурные изображения коней, собак, оленей дополняли вазы, коробки, пепельницы, служили самостоятельными украшениями интерьеров.
Изделия отличаются художественной законченностью и безупречностью неповторимых технологий.
Могут послужить дорогим и статусным подарком.


В конце 19-начале 20 веков в разряд вещей, которые охотно коллекционировали
органично вписалась "венская бронза". Её изюминкой стала мелкая пластика.
Начало производству венской бронзы было положено в 1850-ом году австрийцем Матиасом Берманом (Bermann), выпускавшего металлические украшения для музыкальных инструментов. Именно этот венский предприниматель стал первым изготавливать миниатюрные латунные раскрашенные вручную фигурки животных, которые в XX веке весь мир стал называть «венской бронзой».
Другой известный мастер Франц Бергман начал своё производство в 1884 году,научившись в Париже секретам литья и патинирования.
На рубеже 19 и 20 веков в Вене стал работать Петер Терещук,которому удалось совместить в фигурках бронзу и слоновую кость.
Главными прикладными особенностями "венской бронзы" были высокое качество литья и чеканки, выразительная раскраска изделий, выполнявшаяся мастерами вручную. Мастера использовали цветные патины и эмали, сочетали различные техники исполнения.
"Венская бронза" – это всевозможные фигурки людей, животных, птиц, насекомых с зачастую удивительно занимательными по интриге сюжетами. Отдельно можно отметить эпатажную эротическую бронзу с секретом. Мелкая пластика из бронзы австрийской художественной промышленности на протяжении всего 19 века пользовалась невероятной популярностью и весьма оригинально украшала интерьер.
В начале XXI века в Западной Европе и Америке мелкая пластика «венской бронзы» приобрела почетный статус антиквариата, рассматриваемого современниками как часть наследия духовной и материальной культуры европейского искусства.
В наши дни «венская бронза» - это не только декоративные миниатюрные скульптурки (фигурки-сувениры и фигурки-игрушки) из латуни, но и «кабинетная» скульптура, комнатные осветительные приборы (ночники, лампы, низкие подсвечники) и самые разные бытовые вещицы со скульптурным декором из латуни и бронзы. Покупатели "венской бронзы"- это клиенты с нетривиальным и изысканным чувством вкуса.